Терапия крупной и мелкой моторики
Известно, что нарушение тонуса в мышцах верхнего плечевого пояса (спастика в одних и гипотония в других) способствует возникновению функциональных блокад в суставах конечностей.
Это ограничивает подвижность не только самого сустава, но и окружающих его мышц, сухожилий и связок, а также ограничивает работу мелкой и крупной моторики. Постепенно во всех этих тканях нарастают дистрофические изменения, ухудшение питания, что приводит к укорочению пораженных мышц, возникновению контрактур.
Над этой проблемой в нашем Центре работает Терапия для рук (хенд – терапия), которая направлена на:
- развитие верхнего плечевого пояса – суставная разработка, силовые упражнения;
- развитие опорной функции рук;
- стимуляция ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания;
- формирование манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук.
Все занятия строго индивидуальны, упражнения подбираются после диагностики по существующей на данный момент проблеме, т.е. если на данном этапе ребенку важна опора на руки, то отрабатывается в первую очередь эта проблема.
Занятия проводятся опытными специалистами с применением элементов ЛФК, PNF, дидактических пособий, пальчиковой гимнастики и других современных методов.
Что такое моторика?
Моторика (от латинского motus— движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают не просто движение, а последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.
В качестве примера будем открывать входную дверь гостю. Вот мы у двери, стоим к ней лицом.
Открыть дверь – это задача. Чтобы ее выполнить, нам нужно поднять руку до уровня дверной ручки. Мы делаем это, согнув руку в локте и слегка вытягивая ее вперед.
Затем надо взяться за дверную ручку, для чего мы сначала разжимаем пальцы руки, дотрагиваемся до дверной ручки, а потом сжимаем пальцы, уже обхватив ими ее.
Потом движением руки нажимаем на ручку вниз, чтобы открылся замок и после этого толкаем рукой дверь. Вся эта последовательность движений называется – открыть дверь.
В движении участвуют крупная и мелкая моторика.
Крупная (общая) моторика – это разнообразные движения рук, ног, тела, т.е. по сути, любая физическая активность человека, связанная с перемещением тела в пространстве, и осуществляемая за счет работы крупных мышц тела: прыжки, бег, наклоны, ходьба и так далее.
Развитие крупной моторики способствует формированию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и суставов, развитию гибкости, положительно влияет на формирование речевых навыков и развитие интеллекта, помогает адаптироваться в социальной среде, расширить кругозор. Будучи хорошо развитым физически, ребенок более уверенно чувствует себя среди своих сверстников. Крупная моторика также способствует лучшему освоению навыков мелкой моторики.
Мелкая (тонкая) моторика — движение мелких мышц тела, способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Навыки мелкой моторики развиваются при выполнении таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами), при манипулировании мелкими предметами, во время письма, рисования, вырезания, застёгивания пуговиц, вязания, завязывания узлов, игры на музыкальных инструментах и так далее.
Мелкая и крупная моторика развиваются параллельно, так как многие действия требуют координации обоих видов двигательной активности.
Вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно происходит наслоение сложных элементов мелкой моторики, при которых необходима четкая координация работы глазного аппарата и конечностей человека. Это выполнение письменных движений, рисование, завязывание шнурков и т.д.